Патриархия.Ру

Отдел внешних церковных связей РПЦ

Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ

Портал Православие.Ру
Белгородская и Старооскольская епархия РПЦ МП

Преображенский кафедральный собор г.Белгорода

virtualrm.spb.ru

 

Торжество Православия

54742.pИмя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу. Вот у Платонова в «Чевенгуре» два чудака ищут самую настоящую партию, чтобы туда записаться и быть полезными для истории и приближения земного блаженства.

«Нигде ему точно не сказали про тот день, когда наступит земное блаженство. Одни отвечали, что счастье – это сложное изделие, и не в нем цель человека, а в исполнении исторических законов. А другие говорили, что счастье состоит в сплошной борьбе, которая будет длиться вечно.

-Вот это так! – резонно удивился Захар Павлович. – Значит, работай без жалованья. Тогда это не партия, а эксплуатация. Идем, Саш, с этого места. У религии и то было торжество православия“.

«Торжество православия», которое «было у религии» ощутимое даже для самых простых душ различие между принятием мира Божьего, предложенным религией, и коренным переустройством мира, предложенным новым мировоззрением. Новое мировоззрение тогда предлагало борьбу, такую же «сплошную» и бесконечную, как и ньютоновское пространство. Нынешнее новое мировоззрение предлагает накопительство товаров, услуг и впечатлений, столь же бессмысленное и бесконечное, как и классовая «сплошная борьба». А религия предлагает для созерцания уже покоренные сияющие вершины. У веры есть достигнутые цели, есть одержанные победы, которыми могут наслаждаться все, живущие одной верой.

Внутри понятия «Торжество Православия» существует множество понятий, необходимых для уяснения. Бегло пройдем по ним или просто их поименуем.

Бог стал человеком, Невидимый изобразился. Потерял смысл ветхозаветный запрет на священные изображения. Раз Слово стал Плотью, а Плоть видима, то возможна икона, как выражение веры в Воплощение.

Читать полностью

 

Слово в Неделю Православия

27415.pВозлюбленные братия! Началом слова нашего в Неделю Православия весьма естественно быть вопросу: что есть Православие? Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.

Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет» (Символ святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского. Псалтирь с последованием).

Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! В нем – залог нашего спасения. Драгоценна, ничем не заменима, ни с чем не сравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности; столь же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства – учение Святаго Духа.

Чтоб сохранить для нас этот залог, святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц. Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.

Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек – это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною.

Читать полностью

 

Верующие смогут поклониться обретенным мощам священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского

pppp24 марта 2013 года, в Неделю 1-ю Великого поста, в день Торжества Православия, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода будут торжественно изнесены для поклонения верующих обретенные мощи священномученика Никодима, епископа Белгородского.

Исторические документы, а также археологические находки на месте раскопок фактически подтвердили, что эти останки принадлежат именно священномученику Никодиму. Был проведен ряд экспертиз, которые окончательно подтвердили: эти останки действительно являются мощами священномученика Никодима (Кононова).

Начало богослужения в 17.00

Пресс-служба епархии

 

Чтение Великого канона препободного Андрея Критского в Храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

220 марта 2013 года, в среду Первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященный митрополит Белгородский и Старооскольский ИОАНН совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови матери их Софии г. Белгорода.

За богослужением пел Митрополичий хор под управлением протоиерея Николая КАЦЫ.

После прочтения Владыка обратился к верующим с проповедью.

«Поздравляю вас с Великим постом! Это время, которое нам дается как некий дар. В обычной жизни мы сопровождаемся условностями, грехами. И некогда нам заботиться о здоровье нашей души. А Великий пост – это врачебница, в которой мы можем вылечить душу от всякого зла. Великий пост – это путь к самим себе, потому что каждый сотворен по образу и подобию Божьему. Желаю вам достойно пройти поприще Великого поста! Помощи вам Божьей!»,- сказал митрополит Иоанн.

Читать полностью

 

Великий канон

kanonВ самом начале Великого поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделён на четыре части и читается за великим повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, Рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего, Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом — как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены — как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Читать полностью

 

Слово митрополита Антония Сурожского о Великом посте

Весна — время радости

IMG_3820_s_s1Слишком часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих или наоборот, как период, когда мы с большой грустью видим, что мы так привыкли не смотреть в глубины свои, что пост является как бы чисто внешним упражнением. Пост как будто нас лишает чего то, но не дает, если не ничего, то того, о чем мы можем мечтать. А пост — это совершенно нечто другое. Об этом говорит очень ясно английское и немецкое слово, которое обозначает пост — «Lent», «Lenz». Это значит на старонемецком языке «весна». Постное время — это весна духовная. Об этом мы можем прочесть и в богослужебных книгах, когда нам указывается на то, что во время поста мы душою должны ожить, что это — начало, что это не конец и не погружение вглубь греха, а время, когда мы начинаем новую жизнь.

К этому я еще вернусь, но хочу сейчас сказать вот что: если это весна, то это должно быть время большой радости. А откуда взять радость, когда мы призваны к тому, чтобы внимание и много внимания уделить своему прошлому и своему настоящему, которое не всегда, конечно, вызывают в нас радость? Но это время, когда Господь нам говорит: «Ты разве забыл, как глубоко, как всецело Я тебя — не коллектив человеческий, а каждого из нас — тебя лично до твоего рождения еще возлюбил, что Я тебя призвал жить, что Я тебя призвал войти в этот мир, который Я сотворил, и что Я тебя так возлюбил, что жизнь Свою отдал, чтоб ты мог поверить в эту Мою любовь».

Христос за каждого из нас умер на Кресте. И смерть Христова на кресте — мера Его любви к нам. Мы сами понимаем, если не из опыта, то из каких-то переживаний, что отдать свою жизнь за другого человека — это действительно доказательство того, что мы его любим, любим больше своей жизни. И так нас возлюбил Господь. В каком-то смысле, когда мы думаем об этом, нам может стать страшно за себя, потому что каждый из нас в отдельности, по мере того, как он грешит каждым своим грехом, малым или великим, принудил Сына Божия стать Сыном человеческим и умереть моей смертью, чтобы я мог ожить Его жизнью. Но победа — не смерть, а жизнь.

И Господь нас зовет в течение этого поста пережить эти недели как весну духовную, как время, когда мы проснемся от холодного, зимнего, темного сна и войдем в новую жизнь. Это не значит, что в этом искании Бога, в этой устремленности к Нему не будет скорби, не будет стыда, не будет боли, но это значит несомненно, что мы устремлены к Тому, Который стоит с раскрытыми объятиями, ожидая нас, как отец ожидал блудного сына.

Читать полностью

 

Календарь Великого Поста 2013

Великий пост в 2013 году начинается 18 марта и продлится до 4 мая включительно.

Главные службы Велsedmitcaикого поста в 2013 году

Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 18  по 21 марта, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.

По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров.

После литургии Преждеосвященных Даров 23 марта будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона.

В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, 24 марта, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества православия.

Во 2, 3, 4 субботы Великого поста, (30 марта, 6, 13 апреля), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас.

Третье воскресенье Великого поста, 7 апреля, — неделя Крестопоклонная, на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой.

В среду 5 седмицы Великого поста, 17 апреля, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской. «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей.

В пятницу на той же неделе, 19 апреля, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы), на утрене читается акафист Божией Матери.

28 апреля — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим). На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица.

Читать полностью

 

«Православная книга: источник добра и святости»

1137439В чудесный хоровод весенних праздников вплетается и День православной книги. История православной книги, ее роль в современном мире представляют неиссякаемый интерес для людей всех поколений. Наиболее яркие впечатления от знакомства с православной книгой получают школьники. Так, цикл уроков-путешествий «Православная книга: источник добра и святости»,  позволил всем гостям мероприятия не только узнать больше о главных православных книгах, но и познакомится с историей их создания. Занятия состоялись 13 и 15 марта 2013 года, а участие в них приняли учащиеся МБОУ «Лицей №32» и МБОУ СОШ №36.

На уроке учащимся был представлен путь становления книгопечатания на Руси, а также история жизни и духовный подвиг диакона Ивана Федорова. Наряду с этим, гости приняли участие в викторине, посвященной православным книгам: Евангелию, Псалтири, Житиям святых. В завершение встречи всем присутствующим был продемонстрирован фильм, рассказывающий о главной книге для каждого верующего человека – Библии.

 

Иконостас. Праздничный ряд - Священная история в красках

16 марта 2013 года (суббота) в 14:30 в конференц-зале Храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии состоится занятие для детей и родителей Воскресной школы Прихода на тему "Иконостас. Праздничный ряд - Священная история в красках." Приглашаются все желающие! Занятие проводит: диакон Виталий Голуб - клирик Прихода.
 

Праздник, посвященный Сырной седмице

11437956 марта 2013 года в Соборном зале Духовно-просветительского центра Веры, Надежды, Любови  и матери их Софии состоялось празднование Масленицы для учащихся шестых классов МБОУ СОШ №36.

Сырная седмица, или Масленица – последняя неделя перед долгим и строгим Великим постом. На Масленой неделе всегда было принято собираться вместе после церковных Богослужений, ходить друг к другу в гости, угощать близких и друзей, поминая усопших родственников.

В преддверии Масленицы ученики шестых классов МБОУ СОШ №36 получили возможность окунуться в атмосферу масленичных гуляний на городских площадях Древней Руси. Гости праздника участвовали в конкурсах, пели частушки, отгадывали загадки. Но наряду с праздничной конкурсной программой учащиеся не забыли и о самой главной функции Сырной седмицы – подготовке  тела и души к вступлению в Великий пост. Так, в завершение встречи всем присутствующим был продемонстрирован фильм, рассказывающий о Прощеном воскресенье и традициях Великого поста.