Патриархия.Ру

Отдел внешних церковных связей РПЦ

Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ

Портал Православие.Ру
Белгородская и Старооскольская епархия РПЦ МП

Преображенский кафедральный собор г.Белгорода

virtualrm.spb.ru

 

Соболезнования митрополита Иоанна по поводу трагических событий в городе Белгороде

dtpМитрополит Белгородский и Старооскольский  Иоанн выражает соболезнование семьям всех погибших в трагических событиях, произошедших в Белгороде. Во всех храмах Белгородской митрополии благословлено совершить панихиду по невинно убиенным.

В своем обращении Владыка призывает жителей Белгородчины преодолеть растерянность, страх и горе и сплотиться вокруг памяти погибших, дабы предотвратить рост насилия и взаимоотчуждения в нашем обществе.

За этими трагическими событиями необходимо видеть главные наши задачи – сохранение священного дара жизни, упрочение в обществе взаимоуважения и взаимной ответственности друг за друга, преодоление тех причин, которые привели к случившейся трагедии.

Пресс-служба епархии

 

В Белгороде состоялось заседание Координационного комитета по приграничному сотрудничеству епархий Русской Православной Церкви

DSC_778719 апреля 2013 года, Председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Волоколамский Иларион посетил Белгородскую и Старооскольскую епархию, где в сослужении митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и епископа Брянского и Севского Александра, совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Белгорода.

По завершении богослужения Глава Белгородской митрополии преподнес митрополиту Илариону, в память о посещении земли Святого Белогорья икону с частицей мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

После этого, в соборном зале храма состоялось заседание Координационного комитета по приграничному сотрудничеству епархий Русской Православной Церкви, находящихся в зоне украинско-российско-белорусского приграничья.

Читать полностью

 

Ухо слышащее и глаз видящий

glaz1Рядом с нами, даже прямо на нас самих имеются неоспоримые доказательства бытия Божия. Это наши уши и глаза. Вот притчи говорят: «Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь» (Прит. 20:12)

Притчевая речь иногда кажется простой до банальности, но это обманчивое впечатление. Дело не в том, что Господь сотворил всё, в том числе и человека, а значит – его уши и глаза. Дело в том, что глаза и уши чрезвычайно сложны, это подлинные ювелирные творения и одновременно – точно настроенные механизмы связи с внешним миром. Их сложность и точность заставляет смеяться при слове «эволюция» и снимать шляпу при слове «Творец».

Я смотрю в первый попавшийся атлас (лучше популярный, чем строго медицинский). Смотрю на схему строения глаза (тем же глазом, кстати, и смотрю), и у меня отвисает челюсть. Глаз похож на фотоаппарат и компьютер одновременно (мы смотрим глазом, а видим – мозгом). Хрусталик, стекловидное тело, пучки нервов, переплетенные, как сложный кабель… Огромные объемы информации, обрабатываемые ежесекундно. Глазное яблоко движется с помощью шести мышц, которые работают согласованно, и движение глаз происходит свободно и безболезненно. Ресницы защищают, слезные железы увлажняют…

Читать полностью

 

Титаник: гибель умного и гордого мира

titanikНедавно смотрел с детьми «Титаник» Кэмерона. Не специально, просто его «крутили» по ТВ. Настоящий просмотр хорошей пьесы или кино — это когда все до нюансов известно, и уже не следишь за сюжетом, потому что знаешь его. Тогда смотришь и думаешь, смотришь и анализируешь, и многое тогда начинает открываться. Это то, о чем говорят: «Настоящий театр начинается тогда, когда пьеса знакома, как свои пять пальцев».

Кэмерон без сомнения — молодец. Он так проникся темой, что некоторые кадры смотрятся как документальные. Вот, в первое время после столкновения пассажиры и матросы действительно играли на палубе в футбол куском льда от айсберга. И фраза: «Мы одеты во все лучшее и умрем, как джентльмены», — действительно была произнесена Бенджамином Гуггенхаймом, одним из погибших на корабле бизнесменов.

Таких подробностей в фильме множество, вплоть до номера псалма, который поют в корабельном храме в утро трагедии; вплоть до пожилой пары, оставшейся в каюте тонущего корабля (это экс-конгрессмен США Исидор Штраус с женой Идой). Такое бережное восстановление подробностей катастрофы не может не удивлять и не впечатлять. И сам режиссер называл свой фильм «кинематографическим венком в память погибших на «Титанике».

Читать полностью

 

Лестница

27987.bПрежде чем Иоанн, игумен Синайского монастыря, написал свою бессмертную книгу и назвал ее Лествицей, образ лестницы уже присутствовал в Писании, а значит, в сознании христиан.

Это известное ночное видение Иакова, бывшее ему по дороге в Харран. Лестницу, стоявшую на земле и касающуюся неба, видел тогда патриарх, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней. На лестнице утверждался Господь и говорил с Иаковом, давая ему великие обетования (Быт. 28:10-22). Отсюда, от описанных событий ведет свое родословие воспевание Богородицы, как Небесной Лествицы, «Юже Иаков виде» и «Ею же к нам сниде Бог».О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги – «Лествица».

Книга эта такова, что весь год, выбирая из нее необходимые и насущные речения, пастырь, смотря по ситуации на приходе или в обители, может постоянно врачевать умы и души своих пасомых. Говорить же о «Лествице» только один раз в год означает обрекать себя на разговор поверхностный, а значит более или менее бесполезный. Поэтому оставляя практическое освоение книги на тех, кому вверены души, поговорим о следующем.

Лестница (неважно какая – мраморная, деревянная или веревочная) есть явление культурного порядка, она придумана и сделана человеком, подобно земледельческому плугу или охотничьему луку. И человек всегда окружен делами рук своих, он всегда живет в двух мирах – в мире Божием и в мире рукотворном. Сей последний называют еще «второй природой» или цивилизацией. Так, в Евангелии упоминаются, сотворенные Богом, зерно и рыба, но есть также монета и лодка, относящиеся к рукотворной реальности и «второй природе». К ним же относится и лестница.

Она ведет как снизу вверх, так и сверху вниз (Ангелы и восходили, и нисходили по ней). Но подниматься вверх можно только постепенно, тогда как лететь вниз можно и быстро, и вверх тормашками. Мальчишки, ездящие вниз по перилам, знакомы с удовольствием от быстрого спуска, а вот стащенный бесовскими крючьями монах на иконе «Лествицы Иоанновой» знает, что путь вниз радости в себе не содержит.

Читать полностью

 

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

71798962_1299680018_lest1Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас – как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Читать полностью

 

Афонские старцы о молитве

Схиархимандрит Кирик Афонский (1938)


Надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: "приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира". А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, - тем скажет: "отойдите от Меня, Я вас не знаю"...

Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а наипаче пред молитвою!).

***

Св. Апостол Павел сказал: непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом. Непрестанно молиться, - это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст: "можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше". Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.

Читать полностью

 

Пост — дело добровольное, но необходимое

postdd01Время поста и правила поста всегда вызывают множество вопросов — причем не только и не столько у церковных людей. В большинстве своем они касаются телесной меры поста — как это ни странно. Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию, — именно об этом.

— Батюшка, благословите первую седмицу на хлебе и воде!

— А выдержите, не изнеможете? Может, лучше все-таки хоть чай горячий с медом, а то и каши немного!

— Выдержу, не волнуйтесь!..

— ...Отче, у меня со здоровьем сейчас неважно… На молочное разрешите?

— А что со здоровьем-то?

— Да знаете… Нервная я какая-то стала, на людей срываюсь…

Сколько таких диалогов можно слышать как в преддверии, так и в течение поста! Причем — из года в год, из раза в раз. Трудно, оказывается, разобраться с личной мерой поста, ой как трудно!

Читать полностью

 

Радость оная…

krestПраздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь».

На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая.

На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета.

Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников.

Читать полностью

 

В Белгороде состоялись торжества по случаю 20-летия архиерейской хиротонии митрополита Иоанна

DSC_60384 апреля 2013 года исполнилось 20 лет со дня архиерейской хиротонии главы Белгородской митрополии митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. В этот день владыка Иоанн возглавил Божественную литургию в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, епископ Ямпольский Иосиф, епископ Острогожский Андрей, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, а так же духовенство Белгородской, Курской митрополий и Харьковской епархии.

По окончании литургии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий зачитал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В адрес юбиляра также прозвучали поздравления от архиереев, духовенства и мирян.

Митрополит Иоанн (Сергей Леонидович Попов) родился 1 сентября 1960 года в Иркутске. После окончания школы поступил на исторический факультет Иркутского госуниверситета, затем преподавал в этом же вузе, а в 1983 году по собственному желанию оставил педагогическую стезю и был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора в Иркутске.

Читать полностью