Таинство Елеосвящения (Соборование) - История формирования чина Елеосвящения
Оглавление |
---|
Таинство Елеосвящения (Соборование) |
История формирования чина |
Совершители Таинства |
О приступающих к Таинству |
Чинопоследование Таинства |
Все страницы |
История формирования чина Елеосвящения
В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего.
Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность "посещать всех нуждающихся в посещении", а диаконам сообщать своему епископу о всех "находящихся в болезненном угнетении духа". После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения.
Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора.
Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку. Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения.- Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры на "Господи, воззвах" и стихиры "на стиховне" содержали в себе моление о болящем; после "Ныне отпущаеши" и "Отче наш" пели тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов. На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего.
- Утром, в день совершения Таинства Елеосвящения, совершался еще ряд служб: так называемая агрипния (специальное богослужение о больном), утреня и Литургия:
- главнейшей составной частью агрипнии были каноны, один из которых - бессребреникам. Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея;
- на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего;
- на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного.
- После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд. То же делали и другие 6 священников.
- Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники - свою правую руку.
- Семикратное (от каждого священника особо) помазание происходило в конце Литургии, после "Отче наш". Затем семь раз прочитывалась молитва: "Отче Святый, Врачу душ и телес...", а на клиросе пели стихиры. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Тайн.
Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения (одно из которых - накануне вечером), предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: "по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети".
Окончательно чинопоследование Елеосвящения оформилось в XVII веке. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь.