Патриархия.Ру
Отдел внешних церковных связей РПЦ
Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ
Портал Православие.Ру
Белгородская и Старооскольская епархия РПЦ МП
Преображенский кафедральный собор г.Белгорода

 

Краткое объяснение церковных служб с комментариями

ВЕЧЕРНЯ - одно из суточных богослужений, совершаемое вечером, первая суточная служба, потому что церковный день начинается с вечера накануне. Причин этому несколько. В библейской истории сотворения мира вечер всегда упоминается прежде утра: "и бысть вечер и бысть утро, день един…" (Быт. 1, 5) - то есть Сам Бог начинает день с вечера. На это указывает заповедь Господня Моисею, как праздновать субботу: "…никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога нашего… от вечера до вечера… празднуйте субботу вашу" (Лев. 23, 28-32).

ПОВЕЧЕРИЕ - вечернее богослужение, бывает великое и малое: великое совершается в Великий Пост и в некоторые великие праздники, малое положено в будни ежедневно. Повечерие совершается во благодарение Господа за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, и за все то, что случилось с нами в прошедший день - за нашу жизнь, пищу мысли и дела. Мы просим, чтобы Господь ниспослал нам ночь мирную и безгрешную. На повечерии творим благодарение за начало ночи, за успокоение от трудов дня и ради воспоминания смерти, которая должна постигнуть каждого - да не застанет нас неготовыми.

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА - совершенно особая церковная служба - она полностью посвящена Пресвятой Троице. Святитель Афанасий (Сахаров) объясняет это тем, что воскресное утро мы должны предварять "прославлением Святой Троицы, тайна Которой нам была открыта Воскресением Христовым. Святая Церковь, устанавливая празднования седмичного круга, считала необходимым установить ежеседмичное празднование Святой Троице, но, посвятив первый день седмицы воспоминанию Воскресения Христова, именно в этот день совершившегося, она не почла удобным нарочитое прославление Святой Троицы в один из будничных дней, но внесла его в праздничное богослужение воскресного дня".

УТРЕНЯ - церковное богослужение, совершаемое утром. Утреня совершается ради настоящего дня, за который человеку следует благодарить Приводящего свет и Разрушившего тьму. Утреня обычно соединяется с полунощницей и первым часом. В молитвах и песнопениях утрени мы исповедуем свою греховность, испрашиваем милостей Божиих, вспоминаем пришествие Спасителя в мир и Его славное Воскресение, славословим Господа и святых угодников Его

ШЕСТОПСАЛМИЕ - это плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. В храме гасится свет и даже свечи, чтобы молящегося ничто не отвлекало от слушания псалмов. Это также напоминание о состоянии души во грехе. В то время темнота в храме и мерцание лампад символизирует ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием: "Слава в вышних Богу…" В первых трех псалмах шестопсалмия передается скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Во второй половине - моления души раскаявшейся и примирившейся с Богом. Есть церковное предание, что Страшный Суд будет столько времени, сколько читается шестопсалмие.

ЧАСЫ - так называются молитвословия, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, соответствующие каждой четверти дня и творимые в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - богослужение, совершаемое вместо литургии, когда, по церковному Уставу, Литургии быть не положено, а также и на келейной молитве. Название изобразительны дано сему последованию потому, что оно есть изображение, т.е. некоторое подобие, или образ Божественной литургии. Литургию называют также обедней, а изобразительны - обедницей.

ТРЕТИЙ ЧАС - это славословие совершалось по прошествии первой четверти дня. В час третий иудеи обвинили Спасителя и решили убить Его. В третий же час Святой Дух сошел на апостолов. В псалмах третьего часа говорится о коварстве иудеев и их замысле против Христа, а в последнем из них, 50-м, - о сошествии Божественного Духа.

ЧАС ШЕСТОЙ - это середина дня. В этот час Господь наш Иисус Христос был распят на Кресте. "Псалмы шестого часа указывают на восстание иудеев, их покушение на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, на их оскорбления Ему - насмешки и ругательства, на их ярость и гнев, на бывшее землетрясение, мрак, покрывший тогда землю, и прочее, - так как иудеи распяли Господа в шестом часу".

ЧАС ДЕВЯТЫЙ - это славословие совершалось при приближении конца дня: окончилась еще одна его четверть. Девятый час в честь Пресвятой Троицы, так как девять часов троекратно указывают на троичность лиц. В девятом часу распятый за нас Господь наш Иисус Христос, возгласив, предал Богу Отцу Свою душу и соделался совершенной жертвой за нас, людей. Тогда-то земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись и многие усопшие святые восстали, сущие во аде сделались свободными. В псалмах девятого часа мы благодарим Того, Который за нас умер плотию., Который, предав Свою душу, принес наши души Отцу и Который Своей смертью оживил нас, разрушил нашу смерть.