Патриархия.Ру
Отдел внешних церковных связей РПЦ
Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ
Портал Православие.Ру
Белгородская и Старооскольская епархия РПЦ МП
Преображенский кафедральный собор г.Белгорода

 

Информация > Службы >

Навечерие праздника Рождества Христова

Рождество ХристовоРождественский Пост практически окончен и уже вот-вот наступит светлый праздник Рождества Христова!

Канун праздника Рождества Христова — 6 января (24 декабря по старому стилю) — называется Навечерием праздника и имеет свои богослужебные особенности.

Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова весьма древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).

Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, тропари, а также паремию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения.

Великие часы заканчиваются чином изобразительных, который обычно совершается вместо литургии (обедни). В зависимости от того, бывает в этот день литургия или нет, чин изобразительных имеет на Великих часах разное окончание. Если в этот день вместе с вечернейслужится литургия, то на изобразительных не читается Символ веры и пс. 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...», не поется «Буди имя Господне», потому что это присуще только литургии.

Также, в Навечерие, отдельно от утрени праздника, днем, совершается рождественская вечерня, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого.

После обычного начала, 103 псалма, великой ектении поются стихиры на Господи воззвах. Совершается вход с Евангелием.

Читаются восемь паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.

Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама (Чис. 24, 2-18) о звезде от Иакова, третьей — пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой — пророчество Исаии (11, 1-10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой — пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха — Иеремии — в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36-38; 4, 1-4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паремии — пророчество Даниила (2, 31-45) о нерукосечном камне. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10)1.

После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе». Второй тропарь исполняется после следующих трех паремий. После окончания тропаря со стихами читаются еще две паремии, после которых — малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...».

Поется прокимен, глас 1: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Читается Апостол и Евангелие. Затем сугубая и просительная ектении и окончание вечерни.

После отпуста вечерни или литургии выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника, после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

Тропарь праздника Рождества Христова (глас 4-й):

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови Свет разума,
в нем бо звездам служащии,
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока;
Господи, слава Тебе».

Кондак праздника (глас 3-й):

«Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися
Отроча младо Превечный Бог».

 Этим заканчивается богослужение Навечерия праздника.